1916. Течение дадаистов
Hugo Balle, Tristan Tzara, Marcel Janco и Richard Huelsenbeck собираются в Cabaret Voltaire в Цюрихе. Создается новая музыка, основанная на индустриальных шумах. Kurt Schwitters c `Anna Blume` (1919) и `Ursonate` (1923) создает основу для развития абстрактной музыки в 20 веке. Luigi Russolo создает Noise Intoners в 1912, использовавшиеся Стравинским для изображения звуков природы. Параллельно с течением дадаистов, крестный отец абстрактного искусства Василий Кандинский экспериментирует с цветомузыкой.
1920. Рождение синтезатора
В 1920 Лев Теремин создает первый синтезатор. Сегодня основной производитель синтезаторов - Robert Moog и его корпорация "Big Briar Inc".
1960-е. Новые звуки.
Arnold Schonberg и Erik Satie, Luigi Russolo и Mauricio Kagel, частотные генераторы Джона Кейджа. Karlheinz Stockhausen основывает теорию и практику электронной музыки. 1958 - электронное пианино, 1965 - аналоговый синтезатор товарища Moog'а
Электроника вторгается в современную музыку. Пионерами электронной музыки в ее современном понимании явились Walter Carlos, Pink Floyd, Emerson Lake & Palmer и Residents. В Нью-Йорке авангардисты Steve Reich и Phillip Glass провозглашают "эстетику мелодического и ритмического повторения" (по-сути - неписанное правило всей современной электроники, не так ли
).
1970-е
1) Soul/Disco/Funk
На дискотеках 70-х царят соул и фанк. Giorgio Moroder считается пионером синтезированной электронной диско-музыки. В гей-клубах превалирует Hi NRG, тогда как на лейблах Нью-Йорка создают экстатичную версию госпела - гараж.
2) Kraftwerk
В 1971 году Ralf Hutter, Florian Schneider & Co. основывают Kraftwerk - первую электронную группу.
"Autobahn" (1974) и "The Man Machine" (1978) становятся первой классикой электроники. В 1970 году становится известной косморокерская группа Tangerine Dream (Edgar Frose, Klaus Schulze & Co.). На свет выходят молодые таланты - Jean-Michel Jarre со своим эпическим творением - "Oxygene" (1976). В Сан-Франциско Alan Vega & Martin Rev основывают группу Suicide, обеспечив основу дальнейшего развития электроники в 80-х.
3) New Wave
Семена Крафтверка прорастают в конце 70-х: на сцене появляются Throbbing Gristle, Human League, Ultravox, Cabaret Voltaire, Devo, Yellow Magic Orchestra, Simple Minds, Joy Division, Pere Ubu, Orchestral Manoeuvres In the Dark and Gary Numan.
3) Ambient
Используя принципы "E" & "U" из глэм-рока ранних 70-х и концепцию "вечной музыки" группы La Monte Young, бывший участник группы Roxy Music, Brian Eno создает новый звук, основанный на окружающих нас шумах - "ambient". "Music for Airports" (1979) становится классикой амбиента.
1980-е
1) Эра прото-хауса
Диско 70-х дало рождение клубным хитам в Нью-Йорке. Следует упомянуть Sinnamon - 'Thanks To You', D-Train - 'You're The One For Me' и Peech Boys - 'Don't Make Me Wait'. Последний трек сэмплировался с 1982 года в течение целого десятилетия. В это же время Tony Humphries и David Morales становятся известными ди-джеями, а клуб Paradise Garage в Нью-Йорке становится известным всему миру. Frankie Knuckles (крестный отец хауса) популяризует хаус в клубе Warehouse в Чикаго. Еще более знаменитый DJ Ron Hardy играет эклектику в клубе Music Box в том же Чикаго (люди приходят на его выступления с магнитофонами, чтобы записать его "вживую"
). Farley Keith основывает (опять же в Чикаго) ди-джейский коллектив Hot Mix 5 (который несет хаус в массы на волнах радио WBMX). В Детройте Juan Atkins (основатель коллектива Cybotron) создает первые треки в стиле "электро". И не забудьте экспериментатора из Чикаго Jessie Saunders, сделавшего первый хаус трек 'Fantasy' под псевдонимом Z Factor. " Когда я сделал свою первую запись потому что мне было скучно. Я не думал, что из этого что-то получится..."
2) Нео-романтика (Techno, Hardcore и Hip-Hop)
Новые электронные группы, в числе которых Visage, Depeche Mode, Yazoo, Heaven 17, Yello, Klaus Nomi, D.A.F., Japan создают совершенно новый электронный стиль - техно!
В 1984 году во Франкфурте открывается первый техно-клуб Talla2XLC.
Смесь металла с техно порождает в конце 80-х Hardcore Techno/Gabbahouse. С другого конца музыкального спектра набирает силу зародившаяся в конце 70-х хип-хоп культура, сыгравшая позже основную роль в рождении брейкбит культуры.
1984-1986
1) New York House
Нью-йоркский хаус вышел из клуба Paradise Garage (1977-1987), в котором играл DJ Larry Levan. В честь клуба и был назван стиль нью-йоркской андеграундной танцевальной музыки - гараж (или garage house). Ди-джеи и продюсеры David Morales, Robert Clivilles, David Cole, Musto & Bones и Todd Terry создают убыстренную версию этого стиля - нью-йоркский club house.
Настоятельно рекомендую послушать The Todd Terry Project - To The Batmobile Let's Go (особенно трек "Weekend").
2) Chicago (Deep) House
В то же самое время в Чикаго такие лейблы как Trax и DJ International изобретают новый вид клубной музыки, явившейся синтезом басс-линий и сгенерированных на компьютере звуков. Название эта музыка получила от известного чикагского клуба Warehouse (где играл Frankie Knuckles). Ну а поджанр хауса, имеющего корни в чикагской андеграундной сцене с примесью r'n'b и фанка получил название chicago или deep house. Вот имена тех, кто стоял у истоков чикагского хауса: Larry Heard, DJ Ron Hardy, Marshall Jefferson, Frankie Knuckles, Fingers Inc., Armando, Liddell Townsend, Robert Owens, Farley Jackmaster Funk, Mr Lee, Adonis, Fast Eddie, Ralphie Rosario,... Очень советую by Mr Fingers - 'Can U Feel It' и Farley Jackmaster Funk's 'Love Can't Turn Around', Steve Silk Hurley - 'Jack Your Body' и Marshall Jefferson: Move Your Body (The House Music Anthem)
3) Electronic Body Music
Electronic Body Music/Electro Body/EBM была идеей бельгийской группы Front 242, выпустившей свой дебютный сингл в 1984 году. Стиль представляет собой динамичную и насыщенную музыку. В этом же стиле работали Klinik, Nitzer Ebb, Vomito Negro, Frontline Assembly, Ministry, Clock DVA.
4) Рождение немецкого хауса
Немецкие DJ/продюсеры Westbam и Klaus Jankuhn выпускают на своем лейбле Spirit хаус-треки "This Is Not a Boris Becker Song" и "Monkey Say, Monkey Do" (советую заслушать вторую - просто классика хауса), а также первый сингл DJ Sven Vaths`а "Electrica Salsa". Этим ознаменовывается рождение немецкой хаус-сцены.
to be continued...