| |
Starshiy
7 апреля
2004 года
|
|
|
Что бы рассказать, что такое UK Garage мне понадобится много терпения и память.
Несмотря на то, что статей по этому поводу на русском языке много, я из личных
просветительских побуждений решил внести полную ясность.
Acid, Acid House.
Много лет назад, еще в 1986 вышел первый Acid трек чикагского DJPierre(Phuture – Acid tracks), и как-то так случилось, что в Англии после этого произошла рейволюция. Слово «рэйв» означало скопление людей отдыхающих под электронную музыку заправившись не водкой (странные люди),а кислотными наркотиками.
Музыка в стиле Acid – это обычный 4/4 квадрат, достаточно монотонный с добавлением
резких мелодик культового прибора TB303, в общем и целом LSD-сюрреализм.
Acid house же, использовал более интересный рисунок барабана с добавлением убыстренных хип-хоп и других ломаных ритмов, а основной гармонический рисунок
выполнялся электро-пианином или электро-органами с добавлением все того же Роланда.
Не забудем, что все это происходит не где-нибудь, а именно в Англии.
Ska.
В Англии, в начале 80" в закате панк рока, появляются такие парни как Madness и Bad Manners, и играют эти, безусловно талантливые ребята, ни что иное как Ska.
Ska, как известно, музыка с «вечно задумавшейся» Ямайки.
Сам стиль очень танцевален, прыгаешь, да и только, главное самокрутку не выпустить.
Прыгающая гитара на вторую и четвертую доли, трубы, тромбоны и саксофоны с незамысловатыми, но веселыми мелодиями и конечно бас с ровным барабаном – Ямайское бугги.
Ну, а еще раньше, в 70" в Англии начали оседать Ямайцы, которые слушали ЯмайскийСоул – Rock Steady, и Ямайский Dub. Вот здесь я задержусь на несколько строк.
Dub.
В 1968, Озборн Рудок – молодой электронщик, создает свою саунд-систему «Hometown Hi-Fi» напичканную ревербирационными и эхо эффектами. Он занимался копированием модных пластинок (американский Соул и РнБ) на восковые диски - так называемые «Дабы».Однажды копируя один из треков он забывает о включенной обработке, а прослушивая копию услышал нечто новое – так родился новый стиль музыки «Даб», и естественно первый микс композиции. Озборн Руддок взял псевдоним Кинг Табби и начал выступать на танцплощадках, играя сначала оригинал, а потом его даб версию. Этот стиль быстро завоевал сердца Ямайских островетян. Делая Dub-версии композиций он начал работать с DJ Эдвардом Бэкфордом, который отвечал в момент проигрывания композиции
исполнителю собственным разговорным джайвом , так появляется термин «Тоустинг».
Даб музыка, без которой сейчас бы не было Даб миксов и ремиксов, это Бас,
Барабан, меньше вокала (его просто режут по кускам) и конечно обработки – ревера, фильтра и эхо. Оригинальный Dub очень медленный, потому как рассчитан на понимающих людей, которые находясь в Ганджа-трансе ловят мысль.
Так вот, на этой ниве в Англии образуется – MOD Culture.
Но этот сабкультурный пласт очень отличался от Ямайской сцены, потому что, там на жарком острове были свои проблемы – не было работы и не было достойного правительства, погрязшего в коррупции(знакомая ситуация), вот на этих народных волнениях образуются The Roots – чуваки, которые против сложившейся ситуации – Roodboy.
В Англии же, не было такого рода проблем и естественно, там больше отдавалась роль музыке. И в 80" основалось два течения Ska и Dub. Ska был популярен, потому что был продолжением панк культуры. Dub – оставался для избранных и понимающих «Ямайскую тему». С появлением компьютеров и драм-машин рождается стиль – Dancehall и в Англии чернокожие и не очень ребята, сменили медленный даб и певучий реггей на остросюжет
ный DanceHall. Стержнем Дансхола мог быть и соул вокал, но стал Ragga -
читка особой сложности. Рагга это еще одно проявление недовольства Рудбоя, но куда более резче. Elephant Man, Bounty Killa, Bienie Man и др. мастера Рагга говорили о своем
желании убить любого гея, полицейского, накурится и дернуть любимую девку.
Причем тема гомофобии муссируется очень часто.
Английская mod culture вобравшая в себя все самое лучшее, больше веселилась и особо не парилась по поводу ямайских проблем, но поднимали проблемы отношений.
Ravers Crew.
Итак, к тому времени (86-91) в Англии, в следствии понятных причин, ненароком появляются такие треки как SL2 - On a raga tip(!) Послушав этот трек вы поймете о чем я говорю. Это Acid House трек. Но ритм уже быстрее, основа состоит из реггей семплов
и веселой рагга читки с классическими эйсид хаус тембрами и пианинками.
В период рэйв тусовок вплоть до 91 года скорость музыкальных треков увеличивалась,
потому что начали есть Е. Экстази настолько поднял ритм танцующих и играющих, что
нашлись умельцы организовавшие Hardcore scene. DJ брал аккаппелу какой-нибудь тетки, раскручивал до +12 на 45 оборотах и под это все врубал очень быстрый ритм, состоящий из ровного 4/4 квадрата бас бочки в обработке дисторшн и перкуссии - убыстренных хип-хоп ритмов,а всеобщую радость дополняли абсолютно детские мелодии. Так вот и появился Happy Hardcore, а потом и совсем жуткий Gabba.
Но не зря я рассказывал выше о Мод Культуре Англии.
Jungle, Drum’n’Bass.
Как то раз, делая очередной Hardcore шедевр некоторые ребятишки зациклились на перкуссии, а ведь она состояла из хип-хоп ритмов, значит эти сэмплы надо было выбирать и резать. И вот резали они их резали, складывали-раскладывали и подставив Dub бас произвели на свет Jungle. Хотя все это можно назвать Drum’nBass.
Джангл и его продолжения Рагга-Джангл и Атмосферик Джангл, оказались очень
полезным открытием. «Смешались в кучу кони люди», а именно Даб, Реггей, Рагга, Хип-хоп, женский нежный и мужской быстрый ragga вокал. Но звучание было основано на басовой линии, а барабаны существовали только как бесконечно играющаяся перкуссия, тут та и задумались Англо-саксонские умельцы. И как вы догадались, появился DnB, т.е. полноценные барабаны с полноценным басом, тем самым были определены сильные доли. Стоит отметить и насыщенность Drum’n’Bass треков, бас стал очень агрессивным и выделен разными обработками, барабаны стали более жесткими и повторяющимися, эффекты и сэмплы более электронные, но в том же контексте.
US Garage, House.
А теперь обратимся к Америке.
В то время как я только начал говорить, произнося слово «мама», «дай» и «что это?»
некий Лари Леван, Диск Жокей, резидент культового гей-клуба «Paradise Garage», придумал себе музыкальный стиль и назвал его в честь любимого клуба – Garage.
А немного раньше, в 1976 его корефан Frankie Knukles в Чикаго открыв свой клуб Ware House придумал что-то этакое и назвал это – House (какие они все-таки оригиналы).
Гараж и Дом вот о чем пойдет дальше речь. (Надеюсь скоро появится и Ограда с Будкой.)
Ларри, имея под руками самую крутую клубную саунд систему (о ней, кстати, ходят легенды, по одной из них её выкупил Ministry of Sound) и огромное количество Диско Див, таких как Loleatta Holloway и Linda Clifford, себе решил, что - так как Диско умерло, то почему бы не сделать тоже самое, но круче. Таким образом, он взял Хаус ритм,
живые инструменты, а вокал попробовал сделать сильнее через Госпель (церковное песнопение чернокожего населения Америки). И получилось следующее.
Солистка пела о счастье и добре, а целый хор ей вторил и все это на Хаус ритме с прифанкованым басом и блюзовой гармонией. В 80-ых под Гаражное знамя встали Тодд Терри, Дэвид Моралес, Кенни Добб Ганзалес, Литл Луи Вега, Марта Вош, Джоселин Браун и др. Популярность этой музыки в целом пришла в Европу несколько позже в 90".
Но, тем не менее, в 95 году некий никому не известный Armand van Helden сидя в Америке решил сделать на Английского техно – монстра Cj Bolland ремикс на тему Sugar is Sweeter (Шуба и Свитер). И делал он не кое-что, а определенно Барабан и Бас ремикс, но вместо ломаного ритма он подставил прямую Хаус бочку, а развитие затянул накидав всякого рода свистелок, кричалок и жужжалок (практически все вернул к Acid House).
И тут вы правы, появился некий гибрид, который сейчас мы смело называем СпидГараж.
Теперь нам понадобится опять усилия для резкого перехода к Английской сцене.
Underground Garage, Uplifting House, UK Garage.
Как я уже отметил, US Garage (американский гараж) пришел в Англию несколько позже,
практически сразу после рэйвов, которые законодательно укротили. Сладкозвучный Гараж пришелся как нельзя кстати Английской тусовке. Вот тут всплывает трио Dreem Team (Timmy Magic, DJ Spooney, Mickie B). Эти люди играли и производили американский гараж, но в свойственной себе манере. По одной из версий слово «Спид Гараж» произнес Тодд Терри находясь у своих английских друзей на вечеринке.
Дело все в том, что Дримтимовцы, в своем миксе, по большей части, крутили Dub mixes
хитовых гаражных треков, причем зачастую эти версии делали именно английские продюсеры, но еще и в том, что играли они гораздо быстрее (чисто английская черта миксовки).
В результате, общая атмосфера выглядела так, вместо 125 уд.мин было 130, выделенная басовая линия и порезанный вокал – я бы тоже сказал СПИД гараж, но это было в 93-94 годах, еще до Арманда, но его последующая заслуга перед отечеством – бесспорна(!) Английские продюсеры под влиянием культурных традиций английской клубной сцены сделали свой неповторимый UK Garage. Изначально он был Underground Garage, потому что это был как бы Американский, но более басовый гараж и аранжировка была с преобладанием ямайских тенденций, особенно рабочий барабан, и еще потому что игралось такая музыка на спец вечеринках которые носили названия Sunday Scene.
После выхода известного трека, взорвалась самая шумная танцевальная бомба, взрыв которой продолжался с 96 по 98 года. Бомба под названием Спид Гараж.
Но англичане как будто это и ждали. О! как много они сразу выпустили, хватило на всех.
Из под обломков взрывной волны вылезли Mousse T, Tim de Lux, Joye Negro, DJ Omar, Mark Ruff Rider, Matt Jam Lamount, Karl ‘Tuff Enuff’ Brown и др.
И опять ребята-умельцы не забывают о перкуссии, в данном случае о рабочем барабане,
оставив бас бочку на первой и смещённой третей доле, предлагают поле для фантазий. Первая ласточка прилетела в 1997 в виде маленького паренька Kelly G из большой Америки сделавшего незатейливый ремикс на Tina Moore – Never gonna let u go.
Такие же незатейливые, по своему характеру, биты встречались у многих UK Garage продюсеров, когда было «зависалово» в гремучих миксах. Но Кении Джи был первым, а самыми яркими оказались Dem2 с треком Destiny. Тут уж надо по подробней. Да, как вы понимаете, мы уже говорим о ту степе (2step garage).
2step garage.
В 1998 году в Англии закончилась эра Спид гаража, но не UK Garage. Причина этого
заключается в творческом упадке самого направления, ДиДжеи и Продюсеры заработали денег, но вспомнили о творчестве и вдруг поняли что Спид гараж ущербен.
В это время в Лондоне началась новая волна пиратских радиостанций, где играли ДиДжеи экспериментаторы, используя в миксах не известный до сели звук – это был подземельный гараж. В студиях засели музыканты, которые нащупав пространство между сильной первой и смещённой третей долей принялись за дело.
Почему я говорю о Dem2 как о самых ярких, потому что эти парни сделали классический пример 2step garage. Что же тут такого? Во-первых голос. Вначале исключительно женский, вытянутый и убыстренный до сахарной изжоги, потом порезанный на мельчайшие отрывки, и подставленный под ритм, подчеркивая его и создавая мелодию.
Во –вторых ритм. Источником вдохновения стал фанк. В-третьих – бас.
И в четвертых – аранжировка. Она очень напоминала DnB – ходами и эффектами.
Таким образом родился совершенно своеобразный Гараж – 2степ.
Играя на пиратских радиостанциях экспериментальные треки, ДиДжеи стали подмешивать опять-таки убыстренный женский вокал (классическая черта Hardcore Scene),но определенно хитовых R&B див (Brandy, Monica, Aalliyah, Toni Braxton и др).
Поэтому 2step сразу полюбился английскому массиву, потому что явился синтезом любимого R&B и DnB. И понеслась! Некий Мэтт Коулмен под ником MJ Cole
выпускает в 98" сингл Sincere взорвавший умы тусовщиков, а после добил их полноценным альбомом – первый тустеп альбом. Стоит опять вернутся назад.
Речь пойдет о Dubplate culture.
Это чисто клубная культура, заключающаяся в том, что кто-то что-то записал, накатал на винил(white lable) в количестве 20 штук(Test press) и раздал друзьям ДиДжеям.
Таким образом происходил маркетинг продаж. Покатит на танцполе – значит будем делать тираж, нет – так останется 20 копий, может кто через 20 лет на аукционе Содбис выложит пару денег за одну из них. В конце 90" dubplate принял более обширные позиции, теперь диджеи играли не только в клубах, а на многочисленных пиратских радио, причем каждый делал свое шоу. И еще Интернет. Он позволил не только сразу обсуждать но и покупать понравившиеся треки. Таким образом 2степ стал очень популярным.
Еще одна не маловажная деталь - одобрения девушек, что было неслыханным шагом – при СПИД гараже такое слово бы смертельно обидело производителя и диджея. На почве такой любви UkGarage стал сладким, радио носили сахарно-сливочно-шоколадные названия, наркотиком стал кокаин; к клубам, где проходят 2степ тусы поъезжают пижонские гончие тачки, высокие тетки-модели, мода стала изысканной, вообщем - гламур! Типа ответ Американскому Хип-хоп и РнБ движению.
Кстате о хип-хопе, а точнее о МСинге. Как мы уже выяснили, ямайцы придумали такую вещь как Toasting.Позже в НьюЙорке это фишку раскрутили до репа. И мы уже знаем, что есть Рагга, чисто ямайская находка, и так же знаем, что в Англии есть Мод Культура, из неё-та и вышли такие мастера слова, как MsDynamite, Rodney P и др. А все началось
c Jungle, а именно с Рагга-Джангла, продолжилось в DnB и перешло по наследству
2 степ гаражу. Но в 2степе, МС стал чуть ли не главной фигурой. Создавались исключительно треки под МС, устраивались баттлы и Crew. Crew, Cartel, Sindycate –
все это означает группу людей любого количества в которых обязательно были МС и DJ.
Эти группы, проводя параллели с хип-хопом, создали свое течение гаража – Garage rap
А уже 2003-4 из этого всего пошел гетто саунд – Grime, Sublow, 8-bar тоже считающимся Гаражом.
Разделение Uk Garage произошло в начале 2001 года. Одно направление ушло в размусоливание жизни в подворотни в Англии (Они б у нас бы в поворотни пожили – петь бы точно перестали), другое - осталось сладко-голосым 2степом с клубными Даб ремиксами, третье – это New Skool breaks, Break Step и т.п. это что касаемо ломанного гаража, но ведь прямая бочка никуда не уходила, здесь стоит опять перелететь мысленно в Америку.
Тодд Эдвардс. Чувак толковый, наученный просвещенными родственниками азам музыки и аранжировки просит маму купить ему сэмплер. С того момента и по теперешний,
Тодд Эдвардс стал мастером семплирования, используя любые кусочки вплоть до простого шума, умудрился создать неповторимый стиль Гаража. Вы узнаете любой его трек и трек на него похожий. Певучий глубокий бас с неповторимой мелодией составленной из сэмплов голоса, труб, флейт, скрипок, органов и пионин . Но его поняли только в Англии, потому что он делал как нестранно английский звук. Не углубляясь в факты, но именно это направление выжило после SpeedGarage эры. И c 2003 год это явно
прослеживается, все возвращается на круги своя, теперь это называется 4х4 или Four to da floor. Скорость вместо 135-8 теперь 138-42, аранжировка более насыщена благодаря новым эффектам и технологиям, а так же неповторимой гаражной манерой обработки и расфософке вокала по треку.
В теперешний 2004 год ситуация такова.
Grimey направление интрересует хип-хоп тусовку.
Треки минималистического характера SubLow, 8-bar продаются большими партиями.
4х4 гараж возвращается и очень активно.
2степ производится но мало, впрочем достаточно много тустеп ритмов на данный момент используется для поп аранжировок, истинный же тустеп в затишье – нужен отдых.
UK Garage исполнители:
Speed Garage: – 187 Lockdown
Double 99 (Tim de lux & DJ Omar)
Sol Bros
Wildcat
TuffJam
And more….
2-step: MJ Cole
Zed Bias
Wookie
Sunship
Artful Dodger
Wideboys
And more…
Garage rap, Grimey:
Wiley,
Dizzee Rascal
SoSolid Crew
More Fire Crew
Pay as u go Cartel
Sticky
And more…
Sublow,8-bar: Jon E Cash
Plastikman
And more…
4x4 Garage: DND
Qualified
Delinquents
Duncan Powell
Todd Edwards
And more…
New skool breaks, Break Step:
Stanton Warriors
DJ Zinc
DJ Narrows
And more…
На территории бывшего СССР, UK Garage был весьма популярен во времена Speed Garage и его играл любой попсовый ДиДжей, порой, абсолютно не обоснованно. Но массовая любовь прошла и удалилась к Прогрессиву, остались только истинные ценители, понимающие гараж и подхватившие его развитие в 2степ, но
к этому стоит прибавить и любителей РнБ и DnB музыки.
Кто же эти люди? DJ Reenat, DJ Nu steppaz , DJ Primat, DJ Altero, Artifact и др – в России.
DJ Tonik, DJ Starshiy, DJ Roodbwoy и др(?)– в Украине.
И еще некоторые DJ’s в других странах exUSSR